Формирование диспансерных групп в школе

MED24INfO

Виноградова Т. Ф., Диспансеризация детей у стоматолога. /2-е изд., перераб. и доп, 1988

Формирование диспансерных групп в школе

Выделяют три группы диспансеризации.

Первую диспансерную группу составляют:

  • здоровые и практически здоровые дети, не имеющие заболеваний зубов, пародонта, аномалий прикуса;
  • здоровые и практически здоровые дети, имеющие один или несколько следующих признаков:

а) I степень активности кариеса;

б) гингивиты, обусловленные негигиеническим содержанием полости рта, отсутствием функции зубов, некачественными пломбами и другими местными факторами;

в) пороки развития (аномалии уздечек губ, языка, мелкое преддверие полости рта и др.), исключая те случаи, когда требуется хирургическая коррекция аномалий;

г) состояние после травматического повреждения челюстно-лицевой области, исключая случаи повреждения зубов с несформированными корнями.

Первую группу детей осматривают и санируют 1 раз в год.

Вторую диспансерную группу составляют:

  • дети с хроническими заболеваниями внутренних органов III, IV и V группы здоровья), не имеющие заболеваний зубов, пародонта, аномалий прикуса;
  • здоровые и практически здоровые дети, имеющие:

а) II степень активности кариеса;

б) гингивиты, обусловленные аномалиями прикуса, для устранения которых необходимо ортодонтическое лечение;

в) зубы, леченные по поводу осложнений кариеса (период реабилитации);

  • дети, перенесшие:

а) воспалительные процессы челюстно-лицевой области (остеомиелит, одонтогенный лимфаденит и др.);

б) операцию удаления сверхкомплектного зуба;

в) операцию удаления доброкачественного новообразования;

  • дети, находящиеся на ортодонтическом лечении (по договоренности и спискам, представленным ортодонтом).

Вторую группу детей осматривают и санируют 2 раза в календарный год.

Третью диспансерную группу составляют:

  • дети с хроническими заболеваниями внутренних органов (IV и V группы здоровья) со II и III степенью активности кариеса;
  • здоровье и практически здоровые дети, имеющие один или несколько следующих признаков;

а) III степень активности кариеса;

б) все формы очаговой деминерализации и начальные формы кариеса, диагностированные специальными методами;

в) локализованный или генерализованный пародонтит;

г) гингивит, обусловленный заболеванием внутренних органов (диабет, нейтропения и др.) — пародонтальный синдром;

д) состояние после травмы зубов с ^сформированными корнями (пломбированный зуб, покрытый коронкой и др.);

е) активнодействующие причины развития аномалий прикуса (нарушения функций глотания, дыхания, жевания, речи, вредные привычки и др.);

  • дети, находящиеся в ретенционном периоде после окончания ортодонтического лечения;
  • дети, находящиеся на комплексном лечении стоматологических заболеваний с патологией, протекающей в тяжелой форме: II и III степень активности кариеса, заболеваний краевого пародонта, деформации прикуса, а также нуждающиеся в хирургических методах коррекции аномалий и др.;
  • дети, находящиеся на диспансерном наблюдении в онкологическом учреждении.

Третью группу детей осматривают и санируют 3 раза в календарный год (через 3—4 мес).

После того как закончено формироваие диспансерных групп детей на следующий год, врач должен провести анализ своей работы и заполнить график исходными данными для планирования работы на следующий учебный год (схема 1).

При составлении графика работы необходимо использовать следующие расчеты:

  1. Количество дней необходимых для санации каждой диспансерной группы (I группы — 1 раз в год; II — 2 раза в год, через 5—6 мес; III — 3 раза в год, через 3—4 мес), определяется по формуле:

^ 0.5 X А + 1 X Б + 3,5 X В + 0,5 X Г

Т — искомое количество дней;

СХЕМА 1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ РАБОТЫ СТОМАТОЛОГА

НА ТЕКУЩИЙ И СЛЕДУЮЩИЙ УЧЕБНЫЕ ГОДЫ

Исходные данные для планирования за истенший 19 / уч.год

Не имевших заболе — ваний зубов

Отказавшихся от лечения

К-во пломб, наложенных по по — воду кариеса молочн. и постоянных зубов

К-во пломб, наложенных по поводу осложнения кариеса молочных и постоянных зубов

Н-во удаленных молочных зубов

Производительность труда (количество УТЕ в смену)

Количество рабочих дней для санации диспансерной группы

Количество учащихся, нуждающихся в лечении краевого пародонта

Количество посещений для лечения 1 чел. с заболеванием краевого пародонта

Количество днвй для санации детей с заболеванием краевого пародонта

Количество учащихся, имеющих очаговую деминерализацию зубов (эмали)

Количество посещений для лечения 1 чел. с очаговой деминерализацией эмали

Количество дней для лечения детей с очаговой деминерализацией эмали

Количество классов в школе

Количество уроков гигиены в день

Количество днвй гигиены

Разница н-ва учащихся в планируемом и иствншем году

Среднее количество санируемых учащихся в день

Всего днвй, необходимых для санации учащихся

  1. 5 ХА — количество трудовых условных единиц (УТЕ) на проведение осмотра учащихся, не подлежащих лечению, где А — количество учащихся, не подлежащих лечению (ранее санированные + не имеющие заболеваний зубов + отказавшиеся от лечения), 0,5 — количество УТЕ на осмотр 1 человека;

1 X Б — количество УТЕ на лечение кариеса временных и постоянных зубов, где Б — количество пломб, наложенных по поводу кариеса, 1 — количество УТЕ на лечение кариозного зуба;

  1. X В — количество УТЕ на лечение осложнений кариеса, где В — количество осложнений кариеса временных и постоянных зубов, 3,5 — количество УТЕ на лечение 1 осложнения;
  1. 5 X Г — количество УТЕ на удаление временных зубов, где Г — число удалений молочных зубов, 0,5— количество УТЕ на удаление 1 временного зуба;

К — количество УТЕ, вырабатываемое врачом в

смену — производительность труда.

Количество дней, необходимых для лечения учащихся по поводу заболеваний краевого пародонта, определяется по формуле:

Д — количество детей с заболеваниями краевого пародонта;

Е — количество посещений на проведение курса лечения одному ребенку;

П — количество УТЕ на прием 1 человека по поводу заболевания краевого пародонта;

К — производительность труда врача в смену.

Количество дней для лечения учащихся, имеющих очаговую деминерализацию зубов (начальный кариес), определяется по формуле:

Ж— количество детей, имеющих очаговую деминерализацию эмали зубов (начальный кариес);

И — число посещений для проведения курса лечения одному ребенку;

К — производительность труда врача в смену.

  1. Количество дней для проведения уроков гигиены полости рта определяется по формуле:

Т — искомое число дней;

Н — количество классов в школе;

Р — количество уроков гигиены в день.

  1. Если количество учащихся в планируемом учебном году больше или меньше, чем в истекшем, то к числу дней, необходимых для санации первой диспансерной группы,

прибавляется (или вычитается) — дней, где X — разница менжду количеством учащихся в планируемом и истекшем году, С — среднее количество санируемых учащихся в день[§§§].

По окончании расчетов врач, используя полученные данные, заполняет график-календарь работы, соблюдая периодичность осмотров диспансерных групп (схема 2).

Осуществление плана диспансеризации: осмотр и санация детей в соответствии со сроками диспансеризации, проведение индивидуальных и массовых мероприятий профилактического характера.

В период первого осмотра детей на 4-м этапе работы при изменении у ребенка стоматологического или общего статуса осуществляют перевод его из одной группы в другую. Например, если в прошлом году ребенок имел кп = 8, КПУ = 2, кп + КПУ = 10 и находился в III диспансерной группе, а в настоящем году произошла смена временных зубов, кп =4, КПУ=3, кп + КПУ =7, следовательно,

Следует отметить, что если в школе ранее не проводилась санация полости рта, то переход к диспансеризации по степени интенсивности кариеса проводится после завершения санации полости рта по окончании работы, хотя бы в одной школе.

В качестве примера приводим данные, полученные в результате анализа итогов плановой санации полости рта учащихся школы № 154 Ворошиловского района Москвы, в период перехода к санации по степени интенсивности кариеса.

Все расчеты основаны на том, что врач в течение учебного года может выработать определенное количество УТЕ (в зависимости от индивидуальной производительности труда).

Для работы используются следующие данные:

  1. количество учащихся в школе — Ф;
  2. количество учащихся, охваченных санацией — У;
  3. производительность труда врача-стоматолога — количество вырабатываемых условных единиц (УТЕ[****]) в течение одного рабочего дня (в смену) — К;
  4. количество УТЕ, затраченных на осмотр школьников, не нуждающихся в санации полости рта (ранее санированные и не имеющие заболеваний зубов) и отказавшихся от лечения, при затрате на осмотр 1 человека 0,5 УТЕ, равно 0,5 X А;
  5. количество УТЕ, затраченных на лечение кариеса зубов, равно У X Б, где Б — количество пломб, наложенных по поводу кариеса, на 1 человека;
  6. количество УТЕ на лечение осложнений кариеса равно У X В X 3,5, где В — количество осложнений кариеса на 1 человека, 3,5 — количество УТЕ на лечение 1 зуба с осложненным кариесом;
  7. количество рабочих дней в учебном году — Т.

На основании этих данных можно составить пропорцию: количество УТЕ, выработанных врачом-стоматологом за год, деленное на количество УТЕ, вырабатываемых в смену, равно числу рабочих дней в году, т. е.:

т _ УХ Б + УХ ВХ 3,5 + 0,5X А К

Из этого уравнения определяем количество учащихся, охваченных диспансеризацией

(I)

Или количество дней, затраченных на санацию полости рта всех детей (в этом случае Ф = У):

(II)

По данным работы стоматолога на участке школы № 154, переход к кратности санации полости рта по степени интенсивности кариеса был осуществлен в течение 3 лет.

1. Первый год работы — осуществление первого и начало второго этапов диспансеризации.

Количество учащихся в школе — Ф = 900.

Количество пломб, наложенных по поводу кариеса, на 1 человека — Б = 5,1.

Количество осложнений кариеса на 1 человека — В — 0,24.

Количество учащихся, не нуждающихся в лечении, — А = 52.

Производительность труда врача — К = 20 УТЕ.

Количество рабочих дней в учебном году (работа по пятидневке, процент дней нетрудоспособности — 10) — Т = 160.

Количество учащихся, охваченных плановой санацией полости рта, находим по формуле (I);

Таким образом, врач-стоматолог на первом году работы в школе в течение учебного года мог санировать полость рта 534 учащихся при производительности труда 20 УТЕ в смену.

Целесообразно на первом году работы проводить санацию полости рта учащимся выпускных — 8-х и 10-х классов, первоклассникам, а также детям 4-х классов, у которых в этот период заканчивается смена временных зубов на постоянные, а постоянные нуждаются в поддержании оптимальных условий для их созревания в первый год после прорезывания.

  1. Второй год работы — окончание второго и осуществление третьего этапов диспансеризации.

Подставив исходные данные (Ф = 900, Б = 2,8, В = 0,17, А = 218) в формулу (I), находим количество детей, охваченных диспансеризацией на второй год работы:

Следовательно, один врач-стоматолог на втором году работы в этой же школе охватил учащихся одноразовой санацией полости рта. Одновременно он провел распределение детей на три группы диспансеризации с тем, чтобы в следующем учебном году осуществить санацию полости рта по степени интенсивности кариеса. Качественный состав диспансерных групп (по заболеваемости кариесом) был следующим: I группа — здоровые дети (4,4%) и дети с I степенью активности кариеса (56,6%) — 61%; II группа— дети со II степенью активности кариеса — 25%; III группа — дети с III степенью активности кариеса — 14%.

  1. Третий год работы — осуществление четвертого и пятого этапов диспансеризации.

Начинают санацию полости рта детям III диспансерной группы, затем санируют детей II и I групп. По данным проведения первой санации полости рта всем трем группам детей (Ф = 809, Б = 1,29, В = 0,082, А = 281) находим количество дней, затраченных на эту работу, по формуле (II):

Таким образом, на проведение санации полоста рта всем учащимся потребовалось 70 дней.

  1. Второй осмотр учащихся III диспансерной группы проводится через 3 мес после окончания первого осмотра этой группы детей.

Подставив исходные данные (Ф = 112, Б= 1,5, В = 0, А = 25) в расчетную формулу (II), установили, что для второй санации полости рта детям III диспансерной группы понадобилось 9 дней.

  1. На второй осмотр и санацию полости рта школьникам II диспансерной группы (через 6 мес после первой) при Ф = 205, У = 1,15, В = 0,04, А = 74 было затрачено 16 дней.
  2. Для третьей санации полости рта школьников III диспансерной группы (через 3 мес после второй санации этой группы) при Ф= 112, Б= 0,39, В= 0,019, А = 79 потребовалось 5 дней.

Таким образом, для осмотров и санации полости рта учащихся школы № 154 г. Москвы (809 человек) с учетом степени интенсивности кариеса и при производительности труда врача-стоматолога 20 УТЕ в смену потребовалось 10 рабочих дней. В остальные дни врач работал в других звеньях участка (в детском саду и другой школе).

Кроме того, полученный резерв времени в последующие годы должен быть использован для расширения работы по лечению заболеваний краевого пародонта, обучению детей гигиене полости рта, использованию средств, повышающих резистентность зубов к кариесу и др.

В качестве примера приводим график-календарь (табл.

  1. работы участкового стоматолога-педиатра в школе № 154 г. Москвы на один 1979/80 учебный год.

В соответствии с этим планом строится график работы.

В дальнейшем по мере реализации диспансерного обслуживания детей стоматологом последовательность диспансеризации групп будет меняться. Врачу необходимо стремиться соблюдать сроки повторных осмотров, так как самым главным во всей диспансерной работе является соблюдение сроков диспансеризации. Осуществление диспансеризации в определенные сроки в соответствии с групповой принадлежностью или по индивидуальным показаниям частного характера является важным этапом диспансеризации. Добиться ритмичности в работе очень важно, приходит это не сразу. Соблюдать сроки диспансеризации должен участковый врач, а следят за этим — заведующий отделением, главный врач и его заместитель.